Громова О.В.
ВОПРОСЫ
АЛГОРИТМИЗАЦИИ
В КУРСЕ
«ИНФОРМАТИКА И МАТЕМАТИКА»
Человеческое общество
претерпевает фундаментальные перемены в различных областях деятельности. Это
касается и информационных структур, так как появляются новые способы создания,
хранения, передачи и использования информации.
На кафедре компьютеризации и
коммуникации МГУК читается курс «Информатика и математика», который, как
следует из названия, состоит из двух
самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных и взаимозависимых разделов.
Университетский уровень образования предполагает углубленное изучение
информационных процессов на базе фундаментальных математических понятий. Опыт
проведения учебных занятий свидетельствует о необходимости включения в курс таких
вопросов, как постановка задачи, построение математической модели и разработка
алгоритма. Этот материал является базой для успешного освоения последующих
курсов: «ВТ и программирование», «Математическая статистика» и др.
Процесс решения любой
практической задачи проходит целый ряд стадий или этапов, каждый из которых
оказывает влияние на достоверность окончательного результата. Обычно первый
этап начинается с описания исходных данных и целей задачи на языке строго
определенных математических понятий. Точная формулировка условий и целей
решения - это математическая постановка задачи. Выделяя наиболее существенные
свойства реального объекта, исследователь описывает их с помощью математических
отношений. Этот этап решения называется построением математической модели.
На втором этапе,
осуществляется поиск метода решения задачи в рамках математической модели и
строится алгоритм. Далее, если речь
идет о применении ЭВМ, происходит запись алгоритма на языке программирования,
исполнение программы, и, наконец, завершающий этап решения задачи - анализ
полученных результатов.
Наиболее важным и сложным
для студентов гуманитарных вузов является второй этап - процесс построения
алгоритма. Алгоритм представляет собой пошаговое описание целенаправленной
деятельности того или иного рода, т.е. набор предписаний, которые должны
выполняться в точно указанной последовательности. Он может быть выражен в
устной форме, записан в виде текста, схем или непосредственно исполняемых
действий. Алгоритмы необходимы при решение различного рода задач, в том числе
связанных с обработкой и хранением в систематизированном виде информации
большого объема. В качестве примера можно привести библиотечные процессы,
включающие сбор, хранение, организацию информации и представление ее в удобной
для дальнейшего использования форме. Можно утверждать, что развитие навыков
алгоритмизации полезно любому человеку в обществе и необходимо вне зависимости
от того, используется ли им компьютер, калькулятор, карандаш, бумага или
какое-либо другое вспомогательное средство для решения практических и др.
задач.
Процесс обучения студентов
библиотечных факультетов навыкам алгоритмизации предлагается разбить на три этапа:
1. Описание библиотечных
процессов в виде алгоритмов.
2. Разработка алгоритмов и
использование связанных с ними понятий для решения практически значимых задач.
3. Анализ и отладка
разработанных алгоритмов .
Формирование навыков
алгоритмизации можно осуществлять на основе использования самых различных видов
заданий. Например, расположение книг в алфавитном порядке (сортировка), поиск
нужной книги в библиотеке, табличное и графическое представление данных, поиск
нужной информации в книге, анализ данных опроса общественного мнения и т.д.
Таким образом, освоив
принципы алгоритмизации, студенты смогут сосредоточить свое внимание на
основных моментах, связанных с формированием алгоритмического мышления, а не на
усвоении синтаксиса языка программирования.